Статья 21115

Название статьи

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В ВУЗЕ

Авторы

Боликова Людмила Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), bolikova@bk.ru
Куц Анна Вячеславовна, аспирант, Пензенский  государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), kuts_a.v@mail.ru

Индекс УДК

37.01

Аннотация

Актуальность и цели. В современных условиях развития Российского государства, на фоне его интеграции в мировое сообщество возникла объективная необходимость приведения института таможенной службы в соответствие с международными нормами таможенного дела и регулирования внешнеэко-номической деятельности. Определяя направления дальнейшего развития таможенного дела, Федеральная таможенная служба выделила в качестве одного из приоритетных кадровое обеспечение таможенной службы. Решение проблемы качества профессиональной подготовки специалистов таможенного дела в рамках вузовского образования специалисты связывают с повышением тре-бовательности к уровню их профессиональной воспитанности [1]. Цель исследования – выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования нравственных качеств будущих специалистов таможенного дела в процессе профессиональной подготовки.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования системы взаимосвязанных и взаимодополняемых методов, адекватных целям работы: теоретические (анализ, сравнение, обобщение, синтез, систематизация, моделирование); эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта профессиональной подготовки студентов вуза, эксперимент). Методологическую основу исследования составили основные положения системного, аксиологического, личностно-деятельностного, компетентностного и средового подходов к формированию нравственных качеств будущего специалиста таможенного дела.
Результаты. В ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены и научно обоснованы следующие педагогические условия: включение студентов в социально-профессиональную общность работников таможенной службы; информационное обеспечение сущности профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки; конструирование профессионально-нравственной среды на базе таможенного поста; педагогический мониторинг сформированности нравственных качеств будущих специалистов таможенного дела в процессе профессиональной подготовки.
Выводы. Педагогические условия, выявленные в ходе опытно-экспериментального исследования, обеспечивают эффективность формирования нравственных качеств будущих специалистов таможенного дела в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова

педагогические условия, формирование нравственных качеств, специалист таможенного дела, профессиональная подготовка.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Путин, В. В. Дело государственной важности / В. В. Путин // Высшее образование в России. – 2003. – № 1. – С. 5–11.
2. Найн, А. Я. Инновации в образовании / А. Я. Найн. – Челябинск : Изд-во Челяб. филиала Ин-та проблем образования М-ва обр. РФ, 1995. – 288 с.
3. Педагогический словарь : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Зактрова, Т. А. Строкова и др. ; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. – М. : Академия, 2008. – 352 с.
4. Краткий словарь по социологии / сост. П. Д. Павлёнок. – М. : ИНФРА-М, 2001.
5. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др. ; под ред. В. А. Сластёнина.–М.:Академия,2004.–368с.
6. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Мануйлов Ю. С. – М., 1997. – 192 с.
7. Рожков, М. И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. – 1994. – № 1. – С. 16–19.
8. Калиновская, Т. С. Педагогические условия эффективного функционирования компетентностно ориентированной технологии обучения в системе среднего профессионального образования / Т. С. Калиновская // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.

 

Дата создания: 03.06.2015 15:27
Дата обновления: 28.07.2015 16:01